Заметы к женскому роману
Ну и грохнула свет-Витусик "Войну и мир" крымского уезда... Не люблю "дамского" чтива, да и предыдущее запомнившееся сюр-название романа к иронии подначивало. А тут ещё начало претенциозными односложными предложениями... Но уныние на полшестого висело у меня до второго природоописания. А потом - лихорадка перечитываний и захлёбывание, копирка языковых вкусностей: "Он сидел, закинув ногу за ногу, и улыбался весь", "моревосходительница", "у горы не может быть формы - есть лики", "свито пружиной восторга в животе", "Как бежать из мира, который врос в сердце до самых пяток", "голос, накачанный кислородом", "Тщет (!) или крест - жить не летая?", "в голосе растворилась такая нежность, что он даже треснул под конец фразы, как спелый плод", "Излишек жидкости в организме вкупе с нежеланием с ним расстаться рождает философские мысли", "Трам-па-пам, трам-пам-пам, по-во-рот, пе-ре-вал"... И несть числа... И поднимающееся от басов "Нифига себе!.." Откуда, кроме художницкой натуры, такой плюмажный, роскошных пёстрых перьев взгляд? И не только картинный, акварельный и маслом, но и - графикой таких тонких умностей, что стыдно, блин, за шовинистическую мужскую барабанность. Если в тебе такое чудовое ощущение жизни, как в твоей неасфальтовой героине (а это однозначно, так как биографичность даже не пытается ретушироваться), то нашему брату только облизнуться за тех баловней судьбы (со всеми их герроическими шрам-мами), которым достаются-выпадают такие девочки. Да... далеко не "дамский" роман... но и - женский. Аудитория, скорее, окажется всё же преимущественно женской. А у Вашего покорного слуги, обалдевшего, в первую очередь, от лёгкого, пряного, текучего и афористично-артистически-роскошественного языка, такое же и послевкусие.
Тебе же памятник Крым должен: он себя - забегаловочный, столпотвореющий, пыльный, душный, распятый солнцем, камнепляжный, сероскальный - никогда такой восточной тысячеодноночной сладостью и не мнил. Одна ценность и радость для моего, лесного лешего, восприятия - винопитие: Чёрный доктор, мускаты и массандры да "три семёрочки"... Эт да, эх... Уж если заштатная столица его доросла до Симфы (симфонии!), то это... просто любовь. Гимн и ода. Хотя, кажется, и Крыма этой потрясной девочке-акыну много: села бы на камешек, пожевала травинку - и многоцветие романа-симфонии. Ибо сама - вечный роман.
Да, кстати, роман ли? Думается, что план-схему, как Солженицын, ты не чертила. Композиция - удлинённое монозерно, рефрены мольб за Гошу на гармоническом и интонационном великолепии пейзажа. Надо обладать недюженностью, чтобы семечко искрящегося рондо - такой глыбой. Что фантастично, но роман-рондо на монотеме - факт. Хотя торможение-повторность бесконечного канона - сюжетно и пси - присутствует. Пространство романа точечно, периферия и планы ею (точкой) сжаты.
А, может, и нефиг? Если внешности эпохи - музыкой души? Когда невообразимая земная природа (как ТАК можно увидеть!?) - лишь отзвук чуда этой души... Ведь и главных героев, действительно, двое: Вика и природа. Половиной объёма - последняя. Всякие навязываемые читателю в этом качестве гоши - лишь придуманность от ЛГ. Не говоря уже о бесплотных жёнах и подружках-танюшках. Ну, их, по-женски, задвигание в тень понятно. Благо, прописаны - и не обязательно объёмом, но зримостью - Пират, Лида, флейтисты... Ты, повторюсь, неисчерпаема в феерическом описании природы, но в том-то и психологическая ошибка: перекормленный объёмом и изысканностью читатель невольно впадает в дальтонизм. И здесь твоя щедрость - подножка твоему профессионализму.
Краски, господи... Когда "свет приобретает лютиково-жёлтый оттенок, а вовсе не золотой..." - я балдею от слепоты. Своей. Сокол тоже может завидовать. Цветистость - не только знанием цветов и цвета - восточных неземных базаров. Не среднерусской полосы. Но - многость промежуточных красок: золотисто-жёлтые, лилово-розовые, ультрамариново-синие, малиново-рыжие... Плюс листья-ветки, камни-скалы... Взгляд замасливается. И при великолепии слога-то. И при нелюбви халвы, хе-хе... Лепестковая пестрота, на мой угрюмый мужланский вкус, красоту опускает до красивости и мельтешения (обратная сторона восприятия фотографического взгляда художника). При всех светотенях и осязаемости такового у тебя. Ну какому нашему, не голубому, брату подметится после близости: "и Йога накинул лёгкую белую рубашку в (!!!) голубую клетку..."? Всё же психологическую твою прозу подминает эпитет. Но и эпитет эпитету - рознь.: "острые металлические звёзды" и "...нестерпимо яркие канны, горящие алыми и рубиновыми искрами атласных лепестков, томно принимающие сладкий бриз". - Вах! Нет существительного без сарафанчика. И дело не в "томности" и ало-рубиновой атласности, а в общем перехлёсте. "Вы сложены лунной дорожкой на волнах скрипичных струн" сравни с "Разве возможно быть врозь, если мы всё ещё живы?" - где "поэтичность", корябающая прозу, а где красота мысли, возвышающая её - прозу - до прозрений поэзии...
Метафоричность... Небрежно. Без горя от ума, т.е. придуманности. Блин, вот позавидовал мужикам-баловням, а их жалеть, родимых, надоть: каково с умными-то бабами рядом дышать...
Королева детали. Но в музыкальном исполнительстве есть такой эффект: нет тщательности её проработки - дилетантизм, много ей внимания - потеря живаго духа музыки. Тебя иногда заносит.
Опять о "дамском"... Маечка, ключик, грудки, ручеёк, полянка, кисточка... - друг за дружкою в рядок. "Трепеща крылышками и щекотно цепляясь лапками, по Викусиной коленке бродила маленькая бабочка с крылышками (!?, не лишне - последние?)..." Пересюканье. А вот спазмы от сжатой ногами ветки дуба - это уже для нашего брата маячок и фантик (тьфу, заразно) женщины не сю-сю. И "стыдливые пограничники, выклянчивающие сигареты", и жуки в спасательных жилетах - тоже нюансы не слабее палитровых. Много женских восклицательных знаков. По нюансовым градациям один - форте, два - фортиссимо, три фортистиссимо... Дальше - ультразвук. Но: "Вы!! Скрыли!! От меня! Целый! Водопад! Вы!!!" - это хорошо, ибо инструментовка.
Любовные сценки любовного романа. Чистые, жемчужные и флёровые. Слишком. Без выхода в злую чувственность и безнадёжность. По логике действа. Хотя и есть фразы достаточно откровенные (типа "головочка вошла"), но в этой "природной" сфере - больше флёр и недобор. Не в плане "клубнички", но в неуровновешенности к видимому развитию. Где есть рондо: кому - погибельное, кому - курортное. Когда Он (не Бог - ЛГ) выпевается с заглавной, его любовь всегда сомнительна. Пелена-то спадает потихоньку, но как же вы придумчивы, девчОнки... Да, но земное в "Таврии" - картинка!
Мелодраматичность. Какая блаженная смурь любви. "Небо! Носи его землёю. Горы! горите в нём пламенем жарким. Море! Лечи его стройное тело". Хм... Проще и тоньше же: "дать чуду время на таинство", "Быть гордой, своей". А насчёт мечтателя и дегустатора в уютных пАрах - неправда. Как всякая правильность. "...обычно он перебивал и начинал рассказывать сам" - обычные "смотрит и не видит" влюблённой женщины.
Естественные и простые - блестящие диалоги. Крутят действо, во многом, они. В них - Моцарт.
Очень разочаровал happy end. Тонально и по мироощущению твой, а по предыдущей карме и сучей правде жизни - голливуд...
А теперь пошли меня на и выбрось эти заметы. Потому что ты сотворила не роман, а философию: "Сколько же нужно мужества, чтобы удивляться каждую секунду?"