О, Пг!

   ...где-то на втором курсе музыкального училища заплакал на уроке музлитературы от исполнения Рахманиновым Второй сонаты Шопена. Лабухи-однокурсники оторопели и не додумались заюморить ситуацию, а вальяжный препод Алексей Николаевич, сдувая пылинки с коллекционной пластинки, растроганно заметил, что сегодняшний урок утишил его сомнения в выборе профессии.
   Больше, исполняя или слушая, я не плакал. Профессия въелась в поры и закрыла детский родничок. Наслаждаться музыкой стало невозможно: под черепом зудел гном-счетовод: здесь валторны-шкварки опять сфальшивили, там скрипки пассаж проблеяли, здесь - фразировка, там - звуковые планы, здесь - там...
   Музыку не объяснить словами. Поэзию - не текст - кстати, - тоже.
   В шахматном блице на всю партию тебе отпускается пять минут. Кто блицовал, тот в теме: первый пришедший в голову ход процентов на восемьдесят и самый верный. Технологическая раскадровка стиха и поверка алгеброй гармонии вряд ли должны тяготеть над послевкусием первого взгляда. Который не от ума, но - от чего-то неуловимого.
   Пятигорский поэт и музыкант Олег Болквадзе, в определённых кругах известный как ППС (Простопьяныйсвин), как-то высказался по брюзжанию мэтров: за...долбали, мол, своей мудро(ж)...стью - стехи не стехи... Поэзия - это то, что торкает, торкает - значит, стихи!
   К чему это лирическое вступление? - Попытка определить для себя некий камертон в оценивании конкурсных работ. Суть стиха всё-таки в междустрочье, в той ауре, которой и определяется понятие поэзии. Техника архиважна, но к сути она лишь прилагательное.
   От этой печки и попробую танцевать, раз уж повёлся с подачи Светы Герш на су-действо. Разумеется, любое моё суждение не более, чем моё. С позиции читателя и любителя стихоплётства.
   Вначале плакаль, решив, что милая Светлана, которой я надоел своими ехидными коммами, так изысканно мне отомстила, ввергнув в мизантропию. Затем костерил любезных коллег-преноминаторов, честно - по поставленным формальным условиям - пропустивших девятый вал пены, не заморачиваясь хотя бы приблизительной планкой качества. А когда подсчитал (ну как тут без арифметического зуда) собственные цифирьки, то в зоне "отлично" (20-17 баллов) оказались 9,3% cтихов, "хорошо"(16-12) - 31,2%, "удовлетворительно"(11-7) - 31,6%, "плохо"(6-1) - 27,9%. Из чего приходится делать выводы, что или конкурс удался, или я покладист и пушист, или арифметика прикалывается...
   Поэтому читаем некоторые перлы:
  
  "А я кружусь душой и сердцем".
  "И снова сопли я в платок
  Движеньем пальцев рук скомкАла" (ударение - авторское).
  "И грусти дым вокруг меня
  Уже двадцатый раз витает.
  Болезнью лёгкие пленя,
  Собой одежды напитает" (как метко заметила сама же авторесса: "сквозняк в голове метался")
  
  "растерзанный кусок души". "Такие мысли долгий путь проделали в народе". "но мы живые. И оставались ими каждый раз". "Маринка мгновенно в спине изменилась". "Бестиею Нэнси сердца стук пронзён". "Не длиннее кофе чашки пития". "гнетущий тон Воткнётся в грудь неровным краем рваным". "Отряхни на развалинах душу, И оставь свою грусть на потом". "И теперь вволю жру только звуки свирели". "Ни то разъяряться гневом и спесью, Оголяя свой справедливый сорт". "И разорвал на ней её либидо". "Вылить свою страсть на эти строки". "И как узнать, кому бывает сладко, Рвать за спиною мясо от костей". "Даже если сама как гитара, Что чужим не даёт напевов". "Трубки мыслей вставлены в вены"...
  
  "Божеобоже, спаси Гюльчатай
  За дрожащим воздухом Кара-кум я спрятана,
  Вызволи, выпусти меня к людЯм, (гм, опять авторское ударение)
  Человекам Красной звезды и мирного атома".
  
  "Сколько надо раскупорить сверх,
  Чтобы в капле дождевой, как в лире,
  Ноты жизни обрели свой век...
  Бесконечная Вселенная супротив песчинки,
  Что Землёй зовётся, родиной людей.
  Как она прекрасна! Вроде той перчинки,
  Что рождает вкус в моём борще!"
  
  "Сумрак выпал в осадок,
  Не став туманом...
  Но, как ни странно,
  Глубиной контраста
  Навек объявлен" (в комме спросили: "Что курим?")
  
  "Встань с колен, наступи на землю стопой,
  Пни бутылку ногой
  И выброси плэйбой".
  
  "Тогда приходит моя Боль,
  Ножами тычет куда зря,
  А сожалений... нет, не ноль,
  А сожалений уйма, тьма".
  
  "Мне подарили лошадь с крыльями.
  С её повадками кобыльими.
  Я впал от этого в экстаз,
  Кто был той лошади Пегас?"
  
  "стихи мне посвятят потомки
  за то что здесь
  я бился так об тэйбл долго,
  что бедный фэйс".
  
  "Тяжёлый воздух
  Опалил смолой,
  Дохнул ветрами,
  Задрожал стеной
  Из воздуха".
  
  "Всю жизнь в конвульсии искал
  Должно быть то, что сгинуло в клейме оттенков,
  Но приютив трильоны гамм.
  Сегодня я бьюсь головою в эту стенку,
  Пусть вечно солнце светит вам".
  
  "Зачем Луна пускает тени
  Мне в голову, закрыв просветы?"
  
   О, бедный фэйс... Остаётся только подвести черту под этим головобоем - заглавием же стиха одной авторессы: "Веселие Сменилось Истерикой Души".
  
   Поэтому - о хорошем: взгляде и мыслях.
  
   Ведех Диана
  "И одиночество - абсурдная цена
  За право не ложиться до рассвета"
   Ледащев Александр Валентинович
  "Больше всех тебе написано стихов,
  Меньше всех ты этого достойна"
   Волков Виталий Александрович
  "Как сладко чувствовать - ещё живу,
  Как горько знать, что скоро - возвращаться"
   Манаков Кирилл Янович
  "Успеть бы только оглянуться,
  Себя прочесть в одной строке..."
   Кривчиков Константин
  "Душа трепещет от озона
  Назло озоновой дыре"
  "Ждёшь звонка, как похоронки:
  От друзей - одни воронки"
   Та Сима
  "Ты - одиночество жжёной бумаги"
  "И нежность мою, как желания многих,
  Ты всем, кому должен, навеки простил"
   Белова Алла
  "Придёт усталость, запятой
  Свернётся рядышком со мной"
   Димакова Ольга
  "от добродей"
  "Ведь бог любви, как старый ростовщик,
  Взыскал с процентами одолженное счастье"
   Фёдоров Кирилл Владимирович
  "я наискосок
  лежу, как пережаренная гренка,
  и превращаю мысли о себе в песок"
   Леви Геннадий
  "Лист клёна, вдруг ставший закладкою книжной
  И новой морщинкой на старом лице"
   Инна К.
  "Как свечи, в вечность выгорая,
  С алтарною боролись тьмой"
   Огородникова Наталья Алексеевна
  "...тихая печать
  Молчания
  лежит на тех движениях
  Души,
  которым нет ещё словесных выражений"
   Беляева Светлана Михайловна
  "Я просто слова, что не стали стихами"
   Емец Сергей Александрович
  "Ты убираешь золу между нами"
   Черсков Сергей
  "Снег - билет несчастной лотереи,
  Порванный на мелкие клочки".
  "Но мешает веселиться
  Стряхнувший небо с крыльев мой журавль,
  Рыдая над задушенной синицей".
  
   Некоторые приличные рифмы среди (почему-то) моря разливанного лишь по ударной гласной:
  "терракотовый-лжёт, увы" - Гаврильченко Алиса; "бранишь-они ж" - Ехидинка; "аквамарина-и присно" - Кошевая Тамара; "в луже мы-простужена" - Фокина Марина Ивановна; "ватину вдев-вынужден", "casual-хаживал" - Андрон
  
   И, в порядке читания, - зацепившее:
  
   Key Koree Sillilith
   К сожалению, ранее автора не читал. Сразу: "из серебра его ребра..." - флейтовым язычком тронули мелодию. И - полетевшая графика текста, вспыхивающие искорки рифм, гибкая, "женская" интонация, танец огня и воды. Может, опустить бы две последние рефренные строки, не вколачивать, а оставить додумывание, кто кому - подножку с мозгами-то...
   мандала
  Квадратура круга? Несколько не в стиль автору "ночь-прочь". Начало прелестно: "и не кончается строка от самых точных препинаний". Философия с женской колокольни - трепетностью и вернее, хотя "и кровь всегда течёт по кругу" сурьёзно как-то: жизнь - это, скорее, выламывание из предопределённости. Может, опять-таки, опустить последнюю рефренную - тяжеловатую - строку, многоточием под зачин дать надежду на некармичность.
   блюз жемчужин зимней ночи
  Действительно - и не только названием - блюз: размером-ритмом-интонацией исчезновения. Какие, нафиг, "заигрывания с прозой" (комм) - глоток поэзии! "жизнь - страница многоточий"! У автора есть собственный стиль и манера (несколько рядом с красивостью иногда).
   Винтерференция
  Если "зима сомкнула створки" у жемчужницы, как можно любоваться перламутром, да ещё (под рифму) на пригорке? как "хрустально-голубого неба ясен полог" при мягкой мантии укутанного смогом города? Вывод последней строки - то ли в лес, то ль по дрова: мудрён и тёмен. Жаль, но неудачно. Кроме названия - может, в нём и ключ к неясным переливам?
  
  Granovsky Iren Может быть
  Психологически тонкое стихо, импровизация за жизнь: всё те же маски и персонажи commedia dell"arte, сквозь ироничность игры-буфф, когда уже так рядом "мене, текел, Фарес", пробиваются женские мудрость и трепетность "- Пожалуйста, прости меня, мой милый!" Есть изыск в рифмовке русских и иностранных слов: марте-dell"arte, старость-фарес. Чуть-чуть, на мой вкус, вычурно "Нападались телами на росу".
   I век н.э.
  Интересные качания размера и "хромота" ритма, графика текста с торчащими перекладинами строк как зримое образа: перекладина горизонта, превращающая в кресты падающих с высоты. И философски язвительное толкование Хароном, в первом веке ещё стоящим враскоряку между римскими богами и Богом, сути наступающего Триединства: "Стикс, переправа и я". В данном стилевом контексте несколько инородны разговорные "расстояньем-касанья".
   Пейзажное
  Зримость афористичных деталей бытовой картинки делают её слепком жизни. И восходящей метафорой - от бытья к бытию. Взгляд: "Сосед с утра бортует колесо - Весь двор уже икает на две четверти", "В окне напротив внука делят поровну Две толстые матроны неглиже" (рискую "оскорбить", но моя похвала за отсутствие предлога: увы, даже грамотные авторы частенько спотыкаются на этой фишке).
  У овсянки запах нищеты
  Тот случай, когда сознательно выстроенная мелодрама не разжижает чувства, но торкает душу. Техника не торчит, а катит образ: даже удлинённые послерифмовые строки - безнадёга... Из профи-надуманного разбора в одном из коммов можно согласиться с одним: "строй лекарств на тумбочке. Морфин мамин, упаковка барбитала... Я люблю её. Но так устала..." - понятно, кого любят, но...гадкий русский. Не совсем понятно, почему в высшей степени профессиональный и грамотный автор не правит корявость.
  
   Курильчук Виктор Петрович Золотоколосье Желтел акациевый май Кобальт вечера Звукозавязь зорь-засонь
  Тоже новый для меня автор - и сразу покорил своим пасторальным циклом. Что и мне стало в удивление: обычно я влюбляюсь в что-то более бурное. Слог и профессиональная инструментовка-звукопись - просто чудо, с вкуснющей народной наигрышностью. И всё в строке-штрихе льётся безыскусственно и ненатужно - без "сделанности": аллитерации и ассонансы не переедаешь, о природе - без ахов и пафосных красивостей, а из нутра и вершинно. И в щемящем единении целого с его частью - человеком:
  "Сосед-старик в тайгу спешил.
  Там черемша.
  Ну хоть какие-то гроши
  Позашуршат."
   А значимость чувства не как в текстах некоторых сишных корифеев: с назойливой прописной любого слова и кучей восклицаков - а под удары сердца:
  "Ты. Девичество.
  Тишь. Молчание.
  Электричеством
  Рук касание..."
   Рифмы - объеденье: не только созвучат ударными слогами, а и хвостиком до: "По осоке - соло сойки", "охотится - Звездоходец ли?", "Звёзд на зависть Скор засов. Звукозавязь Зорь-засонь..."
   "Золотоколосье - Солнца спелый сок" - господи, какое колоколье малиновое!
  
   Трудлер Алекс лекарство от творчества
  Автор - профессионал, для которого слово - главный повод и аллюзия для самоедского вопроса "зачем?" Маска - его роль, призма оттенков - его мысль. Искренность предела, лёгкость и грусть - дымком сигареты. Парадоксальный метафорист, мастер перепадов. Каждая строка - что камешек в воду: круги, круги...По Чвакову: "он горазд высверливать слова". "где б найти от творчества лекарство?"- фигушки, Холмс... Не кокетничай. Терпи.
   мессершмитт
  Та же тема - кому нужна поэзия, господа... "от взрывов оцинкованной(!) тоски... природа выкорчёвывает жизнь, разглаживая кожу против шерсти, а ты стоишь и пялишься. молись!" Естественное сопряжение бытовой детали и поэтической иллюзионности, какая-то калейдоскопичность образов на стержне ума - вот авторский взгляд.
   под крышами
  С философическим изяществом - о любви. "тонкое желание - с неба спрыгнуть вниз", "душит бес сомнения, а за ним бессоница, а за нею мы с тобой - в поиске двоих". Здесь не судить-рядить - цитировать надо и восхищаться.
   три дождя
  Проще, и взгляд на природу - человека с асфальта. Показалось, что стихо в большей степени написано под аллюзию предпоследней строки: "Я не люблю дожди в начале мая". Со своим поворотом, конечно.
  
  Чваков Димыч сон комкора порождает чуждые нам дожди
  По приходу моему на СИ я, не зная здешней манеры общения, молча глотал авторские странички - целиком. С глыбы под именем "Чваков Димыч" скатывался столько раз, что заржавело самоуважение: ну, ептыть, только сотню одолеешь, а сверху уже накатили столько же: от частушки до симфонии... Димыч настолько талантлив, что даже сам себя может закопать. Он как пушкинский импровизатор, кажется, даже говорит столбиком. Тем - тьма! Но одна ассоциация тянет другую, а репка... не тащится: переполифонило. Читателя. "Я странно приловчился изъясняться... Халвою с лукумом и прочим щербетом моё осознание жизни задето"(ЧД). А может творческий разброс "механизатора широкого профиля" и должен быть у настоящего поэта? Он ещё и "ничей" - не душевник, не модернист, не пейзажист, не философист, не гламурист... - потому что может всё, разве что не последнее. Не электоратные стихи. Мысль обгоняет иногда даже поэзию. Нефильтрованную. Автор по-настоящему стилен, сложен и новаторист. Удивительная точность слова, профессиональный писательский объём творчества. Язык - от говоркового, песенно-житейского, льющегося до вязкого умищного, взахлёб и перехлёст. Безразмерность формы - то есть на форму не оглядываясь.
  
  "нас попытаются выбрать
  в светлые духи земли
  в тонкую плёнку фибры
  тремор любви залить" -
   эх, Димыч, ты же поэтище, только и горЕ помене бы журналюговости. Это же что может на гора выдаваться, если без разбрасывания...
   Да, а по "сну..." лучше автора и не скажешь: "Модальный сюр пустых сопровождений".
   На этих тихих полустанках
  А здесь мне надо забирать своё пожелание, потому что такими журналистскими (и житейскими) зарисовками подпитывается ремесло. Лирика простая и мягкая, и энциклопедичности нет урона. Даже три подряд (жжуть!) рифмованных глагола в одной строфе - пофиг, ибо звучат. А интонация - ах, где нас нет в обманке-полустанке - с нами лишь и остаётся.
   У Бога на ладони
  Какой ручеёк-смычок: "на ель он еле взгромоздил... нелепые... и ел... лесного... человека... ангел... следы... лети-лети..." - вряд ли автор специально сделал такую сквозную инструментовку, просто слышит хорошо, и смычок виртуозный. И что есть творчество: зуд души, любовный амок... но через кроны, птиц и ангела таёжного - к Богу. И не за бороду схватить, а - на ладони.
   Клава
  Вот здесь Димыч в истинной, хочется думать, своей ипостаси: "Я три тельняшки порвал за державу". И что плести о рваном метре да смыслом вычеканенных рифмах "наждачных-ноги дачные", когда эти строки о наших бабушках и матерях - золушках соцочага, мадоннах октябрьских календ и квадратуры круга... И писано по авторской же формуле: "Душа умирает, если не кровоточит". Одна из трёх моих "двадцаток" - за это стихо.
  
   Друидов Бонгард Трезвый трудовик случайно ранил 9"А" насмерть
  Если взглянуть на текст как на школярский анекдот или нешколярскую сатиру на новошкольные задачки, то - почему бы и нет? Не заморачиваясь попыткой искания нового смысла по названию. А просмотрев видео, где милый юноша Андрей Чайкин читает эту страшилку, и почитав несколько десятков опусов, подумаешь, что он несомненно талантлив и стоек в праве не нравиться низшим поэтическим расам. Точно также - и трафаретен в приёмах понимаемого им модерна.
   Я - Каин. Я просто всегда мечтал о сестрёнке
  Мысль есть, и исполнение технично, но ощущение бравирования жестокостью не исчезает. Мальчик играется с темами, которые - не замечает - кровят.
   Имитация орнамента в подсолнухах
  Рифмы "три буквы-сто рук вы", "чайки-на чай.Кий" - хорошо, "тяжко-с натяжкой"- киевее. "чайки и по латыни будут чайки" - штамп "и в Африке", по крайней мере, точнее. Цепляние двух строк за "Летают" умно, но далее смысл съезжает. И "чирки эрогенно" не вытаскивают.
   Корми корни, руби руки
  "генеалогией-идеология" - рифма-брак. Остальное экспрессивно и вразумительнее - и формой, и смыслом.
  Крещусь, коль кажется, но если у Андрея сквозь шелуху прорастать будут такие деревья, то есть надежда, что современность и современникам станет ближе.
  
  Шайкевич Ирина Утро 29 февраля
  Простой и лёгкий, прозрачный слог. Его пейзажную картину "И вновь оближет солнце душу луча щенячьим языком" повесить бы на стену в комнате - усладой глазу и душе.
   Девять жизней
  Выстрадано кошачьей женской сутью. Эх, мурлыки наши, вам-то жить труднее...
   Отрада
  Когда снится, что летаешь... можно грустить о несбывшемся, но грусть светла, и жизнь только благодаришь. Есть мелодия, искрят афоризмы. "Волшебную шагрень всю извела на сбрую: потише пыл страстей - богаче звукоряд". "Коробка скоростей" жаргонно понятна, но "передач" - точнее.
   Научи
  После афоризма Улисса "Научи меня жить,- не имея для жизни причин" опасливо начал читать навеянное его стихом. И - чеканные, весомые строки мудрой женщины, в какой-то мере просветлившие мужское наше нытьё не ходульным позитивом (ну, разве что чуть-чуть), а сбережением энтой самой жисти. Не по принципу "не верь, не бойся, не проси" да не "чтоб не помнить любви и добра" - а противу того.
  "Научи при разладе не сметь самолюбия ради
  за свою правоту поплатиться ценою любой" - всё стихо можно цитировать.
   Оптимистическая молитва.
  
   Новиков Денис Валерьевич эксперимент
   только слова
  стать модестом
  Love Radio
  
  "сообщила-тоскливо", "модестом-сердце", "стола-холма" - рифмы подразумеваются только автором,
  но - "книксен-истин", "выборы-вышгород", "укутывая-кому-то", "яичный-лишними" - уже тоналя отзвуком.
   Размеры так хромают, что это и не замечаешь.
  "притяну голову к своему плечу
  поцелую нежно в любимый лобик
  ты поймешь как сильно я хочу
  идти с тобой по одной дороге" - вполне может тянуть и на перл.
   "говорят эндорфин вырабатываемый при любви убивает микробы интересно заболеем мы или не заболеем", "берёзы... смотрят чёрными щёлочками", "мы нашлись только потому что не нужны кому-то мы пишем друг другу потому что любви у нас впроголодь", "в наших отношениях слова не могут стать лишними потому что только в словах они существуют" - и что это такое, в чём аура, почему этот беспрепинаковый мелодраматизм торкает, чёрт меня дери!? Стихи эти - поэзия, смею думать, но объяснить их не могу. И не хочу.
  
   L++ Ослепительно-бесстыдное
  Рафинированный шармом декаданса и утончённостью деталей-почти штампов сонет. Понравилось - при всём мелодизме языка и вялости эротики - самое не гладкое:
  "Затягивает новая любовь -
  Как в тёмный пересверк камней в браслете..."
   Играть словами, чувствами, людьми...
  "Из блуда высечь искры серебра, Из серебра тоски сплести цепочку" - как импрессионистски тянутся "с" сквозь стихо. "серебра-резеда" выпадает из скольжения, но не умаляет красоты штучной работы. Но этот флёр... и не дотягивает до тематического посыла названия.
  Отклик Эстерис Э., мне кажется, будет по сути:
   Играть словами, чувствами, людьми,
   И доиграться - до пасьянсной скуки,
   Чтоб наложить на брызги мрака руки,
   А после- завиточки распрямить.
  
   Куда идти, когда погаснет бра,
   Когда не ожидают на Голгофе?
   А все же мы - тоски вселенской профи
   Изысканной печали мастера.
   Танец золотого леопарда
  А здесь уже не томная вялость и вкус-гламурь, а фейерверк: прыжок и мурашки. Листопад поэзии. Лучше автора и не скажешь:
   "леопарды - хищники, а не танцоры
   леопарды не бывают золотыми
   олеандры - не осенние цветы
   бабочки не тают
   плети не дают звона
   и попробуйте разобраться кто - сплетается, а кто
   валяется в траве
   тепло не вызывает мурашки
   стекло не выцветает
   звездопад не мусорит
   правильно: ни ладу, ни сКладу
   гобелен не выпрядают
   эскапада ваще ничего выпрядать не может
  
   ну и что? вопрос не в геометрической правильности конструкций, а чтобы она могла нести напряжение.
   вопрос не в правильности того или иного слова, а появился у Вас перед глазами из золотой лиственной метели золотой леопард...
   и это главное"
  
   Так в переходе играет скрипач
  Близкая тема: талантливейшие студенты бросали обучение, поиграв в переходах и разуверившись в своей "классической" востребованности... Поэтому, как бы автор не объясняла перебор штампов нарастающей метафоричностью, тему они корябают. Плеть-рефрен последних строк в каждой строфе тоже не стоит доводить до мотива судьбы из бетховенской Пятой симфонии - перехлёст. Инаковость стиха по отношению к трём предыдущим не вывела автора из привычного круга: жёсткой простоты не хватило.
  
   Gregberk Пей За Ж
  В хорошем смысле умом сделанное стихо: от названия до деталей, тонко подмеченных. Рифмой - "незнакомством-свой холст Вам", метафорой - "Танцующие ёлочки на склонах двух йодистых загадочных озёр", "Цветущий год от года без сезона, Вы - мною ненаписанный пейзаж".
   Серенада
  Хорошо "распознать мне-платье". Но в "Пускай молчит завистливая Высь" зачем выделять прописной "В", если дальше по праву та прописная у Ты? Романтическая забота автора "В каком ты будешь платье?" - когда из всего их гардероба предпочитаешь сказочное платье короля, для определения "принцессности" достаточно и половины четвёртой строки. Пренебрегнув своей ироничностью, автор, на мой взгляд, потерял и в милом сонете.
   Хорошая пора
  Приплясывающий стиш. Даже р-рычащий в первых двух строфах. Хорошо "вирус глупости - нелюдим". Конечно, у автора и умысла не было, но под строчку "Я ему подставлялся сам" испорченный читатель может подставить весьма ёрническую картинку...
   Наблюдала
   А здесь Грег в полной силе: и юмор, и психология, и интрига сюжета. Прелестна вторая строфа:
  "Спроектированы ноги форм девчонок
  подходить почти любой мужицкой шее:
  как забросишь на плечо и на плечО их,
  мир покажется гораздо совершенней."
   Неплоха рифма "ума их-малых". Что такое "у родео увлечённых" - "у" зачем? Органичное стихо, понравилось. Но авторской реплике-ответу "формы никогда не любил, и на дамах также" разрешите не поверить...
  
   Эзрас Эли Зимнее
  "Один на один со Временем,
  Всё ль прожито, что дано?
  Пора попросить отпущения -
  Спасительно, но смешно...
  
  Один на один со Временем,
  Всё прожито, как дано.
  Чего ж ты, моё прощение,
  Как белое полотно?"
   Несуетные строки у Эли. Он из тех, кто не перетягивает одеяло на себя. Мысль и её выражение не склонны к непременной новизне, но согреты человечностью и пониманием за жизнь. Эти неброские мудрость и красота и являются проявлением поэзии.
   Credo
  Три строфы - глобальная картина: время, перетекающее в пространство.
  "А ты - огарок грустной красоты,
  На небе ищешь Слово виновато..."
   Что заставляет нас хрипеть слова? Читая Эли, какой уж раз убеждаюсь, что от бытья к бытию поднимает простота. Всего-то: скажи Слово!..
   Мне чудится давно
  "Зима нам всем дана для пониманья лета"
   Когда уже кое-что есть за плечами, и ничего не надо доказывать, никому не должен... пишет себя поэт. Как всегда - с белого листа. Пока летит кометой.
   Как это просто
  Назло трафаретным профи-суждениям: жшесть строк - все рифмы глагольные. На мой взгляд, третье двустишие лишнее: кульминация уже состоялась, и о человеке сказано в третьей строке.
  
   Галина Боруд Внутренним голосом
  Волшебный ритм вне шаблонов размера. Чувство - до немоты. В любом другом стихо, встретив строку "Дикая страсть, отрава, пропасть, обрыв...", фыркнул бы и занёс в "альбомное". А здесь нет сбоя камертона: высокий строй мысли и речи. Вторая моя двадцатка.
   слов дремучесть
  "Отчего-то стало грустно..." - курсив последней строки - вечное сожаление творца о несовпадении слышимого в себе и сказанного. Кто переступает через "мысль изреченная есть ложь", каясь, - тот и поэт. А когда ещё "в награду ощущение погони"... Кстати, аннотация "с сарказмом..." не столько к строкам, послужившим - как бы - отправной точкой отклика, а опять же к самоё автора. "Что сказать о ней? Не знаю, кроме пресного "красива!" Я - тем более...
   не плюй
  Таки тематическая аллитерация - сквозная "п". Не верится, что сие стихо автобиографично. Тогда праведный посыл - в общо?
   исконная смежность
  "смешается тьма с угасающим светом,
  рождая на миг ту исконную смежность,
  что есть в мире том - и сомнительна в этом..." - классическая лёгкость полёта, сплав духа, формы, ума, красоты. Профессионал, не разучившийся удивляться. Не могу согласиться с репликой Марии Ровной: "Не вечер склёвывает звёзды, а утро" - здесь образ вправе не зависеть от прямой логики. Утро - до-клёвывает, начинает - вечер. Не могу отказать себе в удовольствии процитировать Алекса Трудлера: "Так может и я - не такая уж бездарь?!" - голову даю на отсечение.:)"
  
   Воронина Татьяна Молилась ли
  "Откуда и куда душа? -
  А следом за молвой
  Бубенчиком скатилась с колокольни..."
   Шажками, в молитве поднимаясь-возвращаясь, - к совершенно обалденной концовке: как в песне тональный сдвиг на полтона выше: "Сколько счастья намело!" Завидую такому мироощущению.
   Стекает сон
  "И свет лоскутный свит из рваных дыр,
  И острый гвоздь луны зачем-то нужен..."
  Метафорично и красиво. И не словесами красивости для, а души в бытие ради.
   Опрокинулась гладь
  "Белых рыб караван под водою, как клин журавлей,
  Проплывает, дробя плавниками прохладное солнце" - прекрасно. И краски не в отдельности от мысли. От "донце-солнце" уплыть бы. А вот ещё прелесть-diminuendo: "Возвращаются все теплоходы к своим берегам, Только память все дальше, все тоньше, все глуше, все тише..." По длинной строке, по зелёной волне...
   Мартовское
  Россыпь точных и свежих определений: "глянцевой рыбой", "по шершавым заплаткам асфальта", "в просевшем дворе", "баланду весенних просторов".
  
   Филатова Светлана Андреевна
   Адам и Ева
  Игринка-картинка двух планов: библейского и людского лёгко-авантюрного. С отдалённой хрустинкой эротичности.
   Устало свалилось огоглохшее солнце
  Типичная филатовская акварель: зримость прищуренного взгляда художника, у которого гармония в душе.
  "Писало спирали откосами сосен...
  Катилось лепёшкой, поля опаляло -
  Медовою ложкой на бязь одеяла"
   Не вижу крамолы в "откосами сосен" - скаты оврагов-холмов, а образ солнечного колеса со спицами сосновыми шикарен. "Ладоши", кстати, тоже вполне: в словаре Т.Ф. Ефремовой - разг.,то же, что: ладони.
   Такое лельное, с внутренними рифмами, писание лет пяток тому подвигло меня проблеять:
  "Льётся эль под светлым взглядом...
  Мне б - в ольховую прохладу,
  мне бы литься леса ладом
  и валяться там с усладой".
   Вредная Светлана Андреевна тут же - в отлуп:"Чтоб спасали от жары нас лихие комары"...
   Связаны
  Альбомное? Но - уровень иной...
  "С тобою мы связаны долгой молвой,
  Мы ей разлучались порою" - (ею?) Последние четыре строки, на мой взгляд, не удержали интонацию: и "лесом преград", и, как ни странно, поющим сердцем.
   Целый мир
  Отличное стихо. И графика текста - языком колокола. Credo. Может в любом ключе (жаль, не выложила "Киоскёра"), но мироощущение - в ладу с природой и собой.
  "Я - ветер,
  засыпающий песком
  
  тростник,
  врастающий в нутро
  седой пустыни.
  
  Я - жерло
  за небесным
  молоком.
  
  И все желания мои -
  лишь блеск
  на сини".
  
   Осторожнер Тихон Ересь
   das ist fantastisch - 28 строк (двойных?) одним предложением! Посылы, аллюзии и словеса - вокруг мирового устоя-автора. Но почти виртуозно. Крупными живописными мазками прорисовываются рельефные мысли: "там, где лёгкость беспричинна, грубо где и заскорузло неродившееся ретро не виднеется пока", "из мгновения немого - в шумный выводок эпох, к рассуждающим небрежно, недоходчиво, но просто, что в начале было слово, а вот мир не так уж плох", "от приказов развиваться до призывов опроститься"... В дирижировании есть приём "закрутки": когда всё, выше не вскарабкаться... а дирижёр раскручивает пращу - и вылет за кульминацию: в иные звук и измерение. Так и в этом тексте не просто поток сознания, а самая настоящая музыкальная тяга. Где яркость слога и экспрессия стиля не отменяют логики предслышания.
   Может быть/Или
  Может быть вторым предложением к первому стихо. Кружева-калейдоскоп-водоворот-долгое дыхание... Щедрый стиль у Тихона, мыслей так много, что что их жалеть - горизонтальная поэзия: как море и небо, а нырнёшь - глубина:
  "но время придёт разнарядкой со склада времён,
  огнём и мечом остановит безумство войны,
  и выяснит кто-нибудь - ты или, может быть, он,
  а может, и я, - от внезапного счастья больным
  извилистым мозгом - какого же цвета душа,
  и что за душой и какой сохранён капитал,
  за нас решено или всё-таки будем решать -
  идти ли вперёд, если смысл безнадёжно отстал"
   Страшно?
  "бесконечный от малой объёмности вакуум мой" - поэт сказал - и мир явился! Мощь демиурга. Очень плотные язык и образность. Но отстранённость авторского "я" - ничей, некие обличительность тона и пафосность этого занятия - бумерангом. Не надо бы - в надмирное жонглирование этой эмоцией.
   Смерть-21
  Не строки - а лава! Моя третья двадцатка - и лучшая работа на конкурсе, имхо, да простят меня все, кому кланялся: в резонанс к моей струне смычок... Нельзя здесь цитировать что-то отдельное, но - молиться:
  "Когда я уйду насовсем-насовсем навсегда -
  то только туда, где отсюда мой голос не слышен,
  и где не осталось от времени даже следа,
  и нет ничего, что даровано снизу и свыше.
  Никто не споёт, в бестелесную дверь постучав,
  и мне не напомнит, что я наконец-то свободен,
  конвойный не звякнет замочным железом ключа,
  и суд не причислит к какой-нибудь грешной породе.
  Уйду, не заметив, что выиграл чью-то игру,
  и что мне за это положен подарочный бонус,
  мой ум наконец-то поймёт, как он мелок и груб,
  а я никогда уже больше последним не тронусь,
  решая задачи с примерами разных проблем,
  не сдамся константам с ответами и неизвестным.
  Ни вечный концлагерь, ни простенький разовый плен
  не примут меня абсолютной прозрачности вместо,
  всемерности силы нуля нулевой пустоты,
  отсутствия сроков, причинности и направлений.
  Я думаю - сложные выводы слишком просты,
  и думать о сложности как-то не в кайф, да и лень мне.
  Я быстро уйду, не заметив оценочный лист,
  в котором колы за прогул и награды с местами,
  я вверх не взметнусь и не рухну подстреленно вниз -
  меня, я уверен конечно же, просто не станет,
  
  а было б не так - обязательно кто-то пришёл
  и вырвал бы душу за то, что нетрезвым паяцем
  себе я не вру и за то, что мне так хорошо -
  не знать, не хотеть,
  не завидовать
  и не бояться"
  
   Клеандрова Ирина Александровна Дыхание осени
  Богатейший словарь роскошественных слов, а послевкусие - оскоминой. Красота на грани красивости: "кружев нить, стёклышек медовых, цепочка рун, лунный блеск, осколок витража, раскинутый пасьянс, земную твердь, хрустальных слёз роса, синь, изысканный стеклярус..." - как бы заведомо поэтические образы в таком количестве перегламуривают где-то спрятавшуюся между ними неброскую красоту:
  "Тягучий миг, где нет ни "до", ни "после".
  В ладонях ветра - листьев паруса;
  то вечность, расплескавшись в небесах,
  на темный мех травы бросает отсвет.
  
  Кленовый пепел. Птиц унылый клин -
  секира палача в потоке света."
  "Опять зима. Сквозь ломкий, пряный август."
   Last summer day
  Гм... и здесь "пасьянс". И клочья сердца, дрожащие на ветвях - бр-р... Но за не новую, но простую бездонную мысль "и все еще будет - но больше не будет нас" брюзжащий рецензент примиряется со cтихом.
   Цветы Зимы
  Понравились строки: "колючей чешуей алмазных граней побеги прорастают сквозь стекло", "Секунды оплывают, как снежинки, рассудок в колдовском саду блажит". Остальные "лебяжий пух, лепестки-бутоны, эльфы, хрусталь и миражи с чарующей жутью" - всё трели, господа, всё трели...
   Старые сказки
  Нет изыска - есть поэзия. А в последних двух строках - и целая жизнь:
  "Призрак кошки зовет поседевшая девочка в кресле:
  "Разбуди меня, Китти, мне так надоело расти!"
  
   Мора Анна Букет
  Красиво. Несколько корябнуло "Нам не нужно с тобой громких фраз и уз"(?).
   отпустить
  Прелесть: интонация и воздух между тёплых женских слов. А по своей космичности маленькое это стихо зримо в композиции и красках Дали.
   Просто октябрьское
  Тет-а-тет одиночеств. Он всё шёл, её не отпуская..."время в ладонях растаяло лужицей грусти". Как так ставятся обычные - не поэти - слова, что начинают звучать...
   узелки
  Длиннющие строки-афоризмы с вспыхивающими маячками-узелками внутренних рифм. Шесть строк - то ли партитура, то ли волны, то ли годичные кольца дерева жизни. И чудо - мелодия...
  
   Ещё понравились:
  
  1. Ковалевская Александра Викентьевна Между сном и явью
  2. Покрасс Женя Интересное кино
  3. Волков Виталий Александрович О чём молчит трава
  4. Манаков Кирилл Янович Перевозчик
  5. Фокина Мария Ивановна кончики белых крыл
  6. Ровная Мария Чужаки
  7. Ехидинка Что ты... Что я... Что мы...
  8. Черсков Сергей Карамель